Особенности развития российского рынка складкой логистики. Основные ошибки и риски реализации проектов
Нашей компании Logistic Systems приходилось работать с проектами разного уровня, с компаниями — заказчиками с высоким уровнем понимания конечной цели и сложности задач по реформированию логистической системы и начинающими, амбициозными предпринимателями, надеющимися, что всё реализуется консультантами без их усилий и глубокой вовлеченности. Среди наших Заказчиков были компании с различным уровнем менеджмента и, как следствие, с различной по полноте и достоверности статистической и другой, необходимой для анализа операционной информацией, качественно характеризующей логистическую систему. Мы научились «вытягивать» «максимум» из «минимума» и хотели бы в условиях очередного кризиса поделиться своими знаниями с теми, кто готов продолжать борьбу на конкурентном /кризисном рынке.
Наши наблюдения показали, что только 5% всех проектов, связанных с реинжинирингом складской логистики достигали своих целей, т. е. заканчивались в запланированный срок при заданном бюджете и главное c запланированными показателями KPI функционирования складской технологии.
Анализируя проекты прошлых лет, в которых участвовала наша компания, некоторые проекты наших партнеров или даже конкурентов, мы постарались систематизировать все основные причины, влияющие на конечный результат проекта и вот основные из них:
Неправильное определение целей и задач проекта;
01
Отсутствие реального опыта в реализации складских проектов;
02
Неправильная иерархия работ;
03
Нарушение последовательности этапов проекта;
04
Отсутствие необходимых этапов проекта, влияющих на качество конечного результата;
05
Отсутствие необходимого финансирования проекта;
06
Отсутствие квалифицированных кадров внутри компании Заказчика для работы в проекте и в постпроекте;
07
Конфликт приоритетов у сотрудников Заказчика между основной операционной деятельностью и работой в проекте;
08
Низкая организация взаимодействия между проектными группами Заказчика и Исполнителя;
09
Несвоевременность принятия решений по изменениям, возникающим в ходе реализации проекта;
10
Отсутствие необходимой и достоверной исходной информации для проекта;
11
Расхождение интересов топменеджмента компании и акционеров (собственников);
12
Ошибка в выборе подрядчика.
13
Как вы понимаете, каждая из перечисленных причин может быть детально развернута и проанализирована и каждая из них имеет свои пути решения и уже наработанные методики, которые мы применяем при реализации новых проектов, стараясь достигать конечного результата — эффективно функционирующего складского комплекса с конкретными показателями KPI.
Повышайте свою квалификацию в области управления проектами, изучайте основы логистики и технологии грузопереработки
Как мы все понимаем, российский бизнес довольно молодой, а активное развитие складского сектора в России началось только в начале 2000 годов. Очевидно, что реального опыта в реализации сложных проектов в области складской логистики очень мало, не каждая компания может похвастаться двумя или тремя серьезными проектами, которые включают в себя весь перечень этапов, начиная с концепции и заканчивая внедрением технологии грузопереработки на новом или модернизированном объекте. По большей части можно говорить о проектах модернизации или адаптации на уже построенных объектах, которые включали в себя, конечно, не все этапы, и в силу своей сложности почти никогда не достигали своих основных целей — сроки, стоимость, эффективность. Анализируя достаточно большое количество проектов, в том числе общаясь с непосредственными инициаторами или исполнителями, мы сделали вывод, что опыт, накопленный специалистами при реализации такого рода проектов в России имеет большое количество изъянов, так называемых «пропусков», которые происходили в связи с отсутствием у многих исполнителей и других участников проекта (финансисты, строители, директора по логистике, начальники складов, специалисты по запасам и закупкам) специализированных знаний в области управления проектами, технологий грузопереработки, ИТ-технологий и главное в реальном желании их приобретать. Как ни печально, но даже специалисты, имеющие необходимые знания и опыт, не всегда могут в полной мере применить их на практике, зачастую сталкиваясь с непониманием со стороны своих руководителей, коллег или откровенным нежеланием понимать, т.к. это противоречит чьим-то корыстным интересам. Да, к сожалению, нужно признать, что корыстные интересы некоторых участников проектов присутствуют изначально и нужно это четко понимать, а также учитывать это при оценке рисков проекта. Подводя некоторый итог, можно сказать следующее: системного опыта, накопленного в российских компаниях, пока недостаточно для эффективного подхода к реализации сложных проектов в области складской логистики, по большей части он сосредоточен в консалтинговых компаниях и у специалистов, которые становятся объектами охоты хед-хантеров. Одна из важных рекомендаций, которую по этому вопросу можно дать собственникам и лицам, принимающим решения — повышайте свою квалификацию в области управления проектами, изучайте основы логистики и технологии грузопереработки!
Так получилось, что многие руководители российских компаний не любят и не хотят читать емкие по объему аналитические отчеты, что зачастую приводит к работе «на коленках» и к принятию интуитивных решений. Сложно определить точные причины такого отношения, т.к. иногда они связаны с отсутствием времени, собственники часто вовлечены в активную операционную работу компании и фактически являются заложниками вечного коллапса, но это вопрос того, насколько правильно выстроена организационно-штатная структура компании и насколько эффективно функционирует регулярный менеджмент. Иногда они имеют негативный опыт изучения различных отчетов, некачественно подготовленных и содержащих большое количество «воды» и обобщений, что также приводит к нежеланию тратить на их изучение свое время. Общаясь в рамках переговоров с некоторыми владельцами, чувствуется их усталость от бизнеса, когда после динамичных 2000-х за 10−15 лет рынок стал насыщенным и усилилась реальная конкуренция, к которой многие были не готовы, когда вовлеченность в процессы ручного управления компаниями стала достигать предельных возможностей, а многие компании так и не научилась жить самостоятельно, без своего создателя и вдохновителя.
Хочу привести один характерный обобщённый пример из нашей практики
Эта проблема встречалась во многих наших ранних проектах, и существенно влияла на результат. Мы начинали работу по анализу существующей технологии грузопереработки на складском объекте, с целью выявления узких мест и разработке более рационального решения. Это серьезный анализ всех основных параметров существующего решения, который конечно занимает время и требует значительных усилий. Параллельно заказчик, не согласовывая с нами запустил проект выбора и внедрения системы управления складом (WMS). В результате была нарушена иерархия и последовательность этапов, что привело к конфликту в проекте, т.к. наши решения, основанные на технико-экономической оценке разошлись с предложениями, которые были реализованы интегратором WMS и которые были основаны на «best practices» других компаний и не имели под собой качественных обоснований, учитывающих специфику бизнеса Заказчика.
Что получаем на выходе:

  • конфликт между участниками проекта
  • потеря времени и денег участниками проекта
  • незавершенный в срок проект
  • потеря доли рынка для всех участников проекта
Кадры решают все!
Банальная, почти затертая фраза стала вновь ключевой и актуальной. Мы считаем, что это основа любой компании, особенно вовлеченной в процесс своего развития и совершенствования. Я думаю, не нужно никому доказывать успешность и эффективность известных западных компаний, которые умудряются держать на российском рынке лидерство при легальных, белых схемах своей работы. Достаточно посмотреть на их принципы и методики работы, чтобы понять, что в основе лежит хорошо выстроенная система бизнес-процессов и взаимоотношений между конкретными специалистами в рамках регулярного и стратегического менеджмента. В процессе переговоров с компанией, которая запрашивает консалтинг в области логистики, нам, как специалистам, достаточно понять наличие и главное значения основных показателей деятельности (KPI), в данном случае складском, чтобы определить уровень развития этого логистического звена компании и определить перспективы реализации проекта.
Мы пока в основном только перенимаем европейский и американский опыт и пытаемся интегрировать чужие решения в совершенно другую по ментальности бизнес-среду
Хотелось бы в заключении отметить еще одну особенность развития российского рынка складской логистики, частично объясняющая пример конфликта в проекте, приведенный чуть выше. Вместе с ростом количества различных складских подразделений и 3PL операторов начали активно развиваться и другие сопутствующие бизнесы, такие как программное обеспечение для складов (WMS), стеллажное и подъемно-транспортное оборудование и прочие, необходимые для функционирования складского комплекса сегменты. В каждой из таких компаний развивались компетенции, связанные с продажей оборудования или услуг для потенциальных заказчиков (складов), но, к сожалению, многие специалисты в таких компаниях, не имея специализированного образования и достаточных компетенций, пошли по пути наименьшего сопротивления выстраивая модель некомпетентных и часто коррупционных продаж, т.к. их бонусы, конечно, были увязаны с объемами продаж. В результате мы получили на рынке большое количество проектов с плохими показателями по срокам, стоимости и эффективности функционирования. Европейские и многие американские компания, работающие в секторе складского бизнеса имеют богатую историю и некоторые из них существуют уже более 70−80 лет, поступательно развиваясь и отвечая на запросы реального бизнеса, они вносили и вносят серьезный вклад в развитие и совершенствование рынка и экономики своих стран. Мы пока в основном только перенимаем их опыт и пытаемся интегрировать чужие решения в совершенно другую по ментальности бизнес-среду. Конечно, нельзя говорить, что все проекты у нас имеют негативный окрас, но пока говорить о коренном переломе рано, т.к. заложенные правила, методики и тенденции быстро не меняются, для этого нужно пройти долгий путь борьбы, разочарований и в конечном итоге побед, которые стимулируют всех участников рынка перенимать положительный опыт лидеров и победителей.
Made on
Tilda